Курсы

Педагогика дистанционного обучения
Oтличия дистанционного обучения от традиционного

Традиционное обучение
Дистанционное обучение

- основывается на опыте учителя и зависит от того, что происходит в классе  в настоящий момент, учитель иногда действует экспромтом, меняет задания или их последовательность

- задания тщательно спланированы, невозможно изменить план занятия в последнюю минуту, невозможно импровизировать


- основана, в основном, на устной коммуникации учителя с учениками, другие виды деятельности также не исключены
- больше основана на чтении и письме

- обучение может носить пассивный характер, т.е. в дискуссии  участвуют несколько наиболее активных учеников, другие ученики могут молчать из-за боязни сделать например ошибку

- необходима постоянная проверка вовлеченности слушателей, каждые 3-5 минут во время синхронной сессии
- обучаемые должны уметь пользоваться аппаратным и программным обеспечением


- все должны выполнять задания одновременно, несмотря на разные психологические характеристики, конечно, мы должны помнить об индивидуализации обучения, но ориентироваться на среднего обучаемого в классе довольно сложно
- у обучаемых развивается автономность, самостоятельность обучения, ответственность за то, что они выучили
·         - занятия проходят в психологически комфортной обстановке, в наиболее удобное время.


- учитель, бесспорно, главный субъект обучения – авторитет.
 Учитель – ученикам: "Делай как я". На меня равняйся. Иди за мной. Смотри на меня. В традиционном обучении и воспитании учитель являет собой персонификацию, живое воплощение образца в отношении к делу, в одежде, в мыслях, в поступках – во всём. Личный пример учителя обладает высочайшим статусом. 
- преподаватель и обучаемый -равноправные  партнёры


·         - учитель  преподносит материал с постоянным визуальным контактом с обучаемыми.  Ежедневный  контроль


·         - преподаватели должны уметь эффективно преподнести материал без визуального контакта с обучаемыми. Нет живого общения с преподавателем. Отсутствует ежедневный  контроль



- можно задать вопрос по смежной теме при изучении отдельных вопросов
·         - нет возможности задать вопрос по смежной теме при изучении отдельных вопросов


Дистанционное обучение отличают от традиционных форм обучения следующие признаки:
·        Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
·        Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов-модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
·        Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
·        Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное предоставление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
·        Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
·        Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
·        Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

·        Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.



Практическая работа Внедрение ДО

Основные аспекты
Дистанционное образование (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line или off-line технологии);
ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся
1
Технический
Технические требования включают в себя требования к техническим характеристикам и программному обеспечению, предъявляемые к имеющимся у обучаемой и обучающейся стороны техническим средствам
Способы
А.
Кейс – технология
В.
Интернет – технология
2
Технологический
Технологический аспект включает в себя две составляющие:
1
Технология обучения по системе ДО
Оформить содержательную часть предметной области в виде текстового файла, подобрать иллюстративный материал, таблицы, графики и другой информативный материал.
Оформить информационый материал в виде структуры (проструктурировать материал) Определить порядок расположения структурных узлов (модулей) в зависимости от способа структурирования
Оформить проструктурированный материал в виде, пригодном для размещения на компьютере и использованию в учебных целях (приведение файлов к стандартному формату, соединение с информативным и иллюстративным материалом)
Разместить группу файлов на сервере либо твердом носителе в программной оболочке
2
Технология создания курсов ДО
3
Педагогический
К педагогическим условиям реализации системы дистанционного обучения в реальной образовательной практике сле-дует отнести:
теоретические основы
организационные формы дистанционного обучения
готовность обучающихся к дистанционному обучению
педагогический контроль самостоятельной работы в ре-
жиме дистанционного обучения
подготовка педагогов для работы в системе дистанцион-
ного обучения
4
Методический
При реализации учебного процесса с помощью дистанционного обучения необходимо учитывать ряд особенностей
1
Гибкость
2
Модульность
3
Параллельность
4
Дальнодействие
5
Асинхронность
6
Охват
5
Финансовый
Удовлетворение потребностей в качественном дистанционном обучении связано со стоимостью интернет-доступа к образовательному ресурсу. Как показал практический опыт новые информационные технологии дистанционного обучения могут быть экономически окупаемы за счет платности образовательных услуг. В финансовой поддержке нуждаются лишь эксперименты и стартовый капитал.
6
Административный
При организации ДО возникает множество административных вопросов:
1
Каким образом организовать систему создания курсов ДО в рамках образовательного учреждения и согласовать с существующими нормативными документами - согласовать нормы очного и «дистанционного» времени обучения
2
Как организовать оплату за создание курсов ДО
3
Каким образом адаптировать существующую систему отчетности по очным курсам дистанционного обучения к курсам ДО (произвести конвертацию очного учебного часа в дистанционный)
7
Кадровый
При организации системы ДО требуется формирование нового кадрового состава с новыми навыками и умениями. Оновные требований к кадровому составу
Должность
Обязательные требования
Желательные требования
Автор курсов - преподаватель
1.Знание предметной области в качестве специалиста 2.Умение работать на ПК в качестве пользователя 3. Знание текстовых редакторов 4. Умение работы в сети «Интернет»
1. Умение работать со специальными программами обработки фотоизображений, таблиц, рисунков 2. Умение оформлять текстовые файлы в формате HTML    3. Умение пользоваться электронной почтой
Технический специалист
1.Знание компьютерных технологий
2. Знание основ WEB - мастеринга
3. Умение работать со специальными программами, HTML - редакторами ( Front Page , Drewear и др)
1. Углубленное знание ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОИЙ, знаний области WEB – дизайна.
2. Знание специализированных языков программирования ( Perl , C ++ и др)
Тьютор
1.Знание предметной области на уровне консультаций
2.Умение работать на ПК в качестве пользователя
3. Знание текстовых редакторов
4. Умение работы в сети «Интернет»
5. Умение работать в специальных программных оболочках, в которых расположены курсы ДО.
6. Умение пользоваться электронной почтой
1. Знание предметной области в качестве специалиста
8
Юридический
Немаловажным фактором при создании и реализации курсов дистанционного обучения является вопрос об авторском праве.Правообладатели вправе требовать:
признания прав
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем
выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда




Задание 4
«Информационная культура педагога»:
пп
Сферы деятельности
Характеристики

1

Интеллектуальная
  • Мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);
  • Знания информационных технологий.

2

Мотивационная
  • Мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).

3
Волевая
  • Целенаправленность действий в информационной среде (волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям);
  • Терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;
  • Настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.

4
Эмоциональная
  • Способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации);
  • Способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;
  • Способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.

5
Предметно- практическая
  • Способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;
  • Готовность к коллективной деятельности с использованием информационных технологий;
  • Владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отбирать нужную информацию, вырабатывать идеи);
  • Владение навыками обработки информации;
  • Умение общаться с использованием информационных средств и технологий;
  • Умение ориентироваться в информационной среде.

6
Саморегуляция (рефлексия)
§  Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;
§  Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.

Задание 1
Примеры аксиологического плюрализма, вызванного сетевыми взаимодействиями
В качестве наиболее важной черты информационного общества исследователи выделяют его «сетевой» характер, замещающий прежнюю стратифицированную структуру, где доминирующие функции и процессы «все больше оказываются организованными по принципу сетей». Новая социальная морфология обществ, отмечает М. Кастельс[28], составлена именно сетями, а «распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью». Принадлежность к определённым сетям, а также динамика одних сетей по отношению к другим становится важнейшим источником власти. Все это позволяет М. Кастельсу охарактеризовать современное общество как «общество сетевых структур, характерным признаком которого является доминирование социальной морфологии над социальным действием»[29].
«Структура нового общества подобна структуре молекул», — отмечает Д. Танскотт, — «В индустриальном обществе основной экономической единицей была корпорация. Иерархическая командно-административная система уходит своими корнями в бюрократические структуры церкви и армии аграрной эпохи… Сегодня старые корпорации распадаются, вместо них появляются динамичные молекулы и скопления людей и организаций…[30]. Социальные структуры в обществе технологий подчиняются не иерархическим принципам, они основаны не на линейном соподчинении, но существуют как совокупность узлов, расположенных на самых различных уровнях власти и выполняющих функции центра. «Сегодня строгая вертикальная иерархия», — как утверждает Э. Тоффлер, — «утрачивает свою эффективность, поскольку исчезают два основных условия ее успешного функционирования. Руководители сталкиваются со все более разнородными проблемами, и им при решении сложных технических и экономических вопросов приходится во все большей степени учитывать также политические, культурные и социальные аспекты. В то же время обратная связь с прежними уровнями становится все более неадекватной»[31].
Сетевой принцип становится характерным и для структуризации мирового политического сообщества. Л. Туроу[32] утверждает, что сегодня нет возможности говорить о современном мире как образце торжества западной модели развития — скорее, он напоминает меногополюсную систему, в которой не существует доминирующего центра силы, систему, характеризующуюся состоянием точечного (стохастического) равновесия. При этом функции основных узлов могут переходить от одних субъектов глобальной коммуникации к другим, при этом сама Сеть, превращающаяся в «метасеть» (М. Кастельс) начинает проявлять способность к отключению второстепенных функций, подчинению социальных групп и «обесцениванию целых территорий»[33].
В значительной степени подобная социальная структура связана с доминированием тех принципов, которые имманентны сетевой организации информационных потоков, основанной на взаимоотношении узлов, содержание каждого из которых зависит от характера конкретной сетевой структуры. При этом конфигурация доминирующих процессов и функций в обществе определяется конфигурацией отношений между сетями, а также включением в сетевые структуры или выключением из них. Принципы информационной эффективности этой социальной системы отражает закон сетевых структур, сформулированный М. Кастельсом, согласно которому «расстояние (или интенсивность и частота взаимодействий) между двумя точками (или социальными положениями) короче, когда обе они выступают в качестве узлов в той или иной сетевой структуре, чем когда они не принадлежат к одной и той же сети» [34]. Сетевая культура оказывается полностью детерминированной способом кодификации информации, где само сообщение выступает как «раскодировка среды, поскольку медиасистема настолько гибка, что адаптирована для послания любого сообщения любой аудитории»[35].
Сообщение в границах письменной традиции требовало адекватной его интерпретации и стремилось к минимизации «информационных шумов» при трансляции, сетевая же коммуникация, основным воплощением которой стал гипертекст, основывается на принципах плюральности, ризоматичности, индетерминизма, аксиологической и ценностной антииерархичности. Если письменный текст существовал как формализованное знание, то в медиасфере доминирует информация, представляющая формализованный семантический образ. Если ранее культурное пространство выступало как сегментированное, радиальное, центростремительное, то теперь ведущими становятся недифференцированные структуры с принципиальным отсутствием иерархичности и линейной детерминированности процессов и явлений.
В новой ситуации границы между центром и периферией становятся проницаемыми, размытыми, а такие основополагающие для культуры модернизма понятия, как «культурное ядро» и «культурная матрица», теряют свой первоначальный смысл. Классическая культура структурировалась вокруг непрерывного поиска «единого», «бытия», «первоосновы», постклассическая же демонстрирует отсутствие генетической оси как глубинной структуры и изначально предполагает гетерогенность, антигенеалогичность, темпоральную изменчивость. Ведущим стал принцип множественности, уравнивания — семантического и аксиологического — всех входящих в культуру компонентов (мировоззрений, мироощущений, позиций), которое проецируется и на искусство, на науку, на политику, философию. Само же понятие истины как принципа соответствия знания объективному состоянию мира оказывается размытым и несвоевременным, неактуальным.
Эта зависимость была отмечена еще в 1976 году в книге Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Ризома», впоследствии в переработанном виде включенной во второй том монографии «Капитализм и шизофрения. Миллион плато»[36]. Авторы рассматривали культуры, имеющие горизонтально-вертикальную иерархию, как «древесные». Те же культурные системы, структуры которых лишены регулярности, позволяющей прогнозировать их развитие, и опираются на хаос, беспорядок, случайность как ведущие принципы организации, были обозначены как «ризоматические». Все существующие в ризоматических системах смыслы — автономные, или входящие во взаимодействие друг с другом — и порождаемые этими смыслами модели выступают на разных уровнях, плоскостях, «плато» и подчиняются иному, децентрализованному, возможно, более универсальному принципу структурирования реальности. Их характерными особенностями, по Делезу и Гваттари, выступают принципы связи, гетерогенности и множественности, как не связанной с Единым, как не настроенной на перво-образ, перво-элемент и существующей как совокупность различных (иногда — разнородных) элементов, скрепленных в едином модусе нелинейной процессуальности.
Естественно, что в информационном обществе на смену принципам системности, детерминизма и объективности[37], как принципам кодирования информации, обусловленным характером письменного текста с его линейной логикой и причинно-следственными связями приходят антииерархичность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм. «Проект модерна» (Ю. Хабермас) или «галактика Гуттенберга» (М. Маклюэн) была эпохой господства рационализма, историзма, гуманизма, выражала идеалы Просвещения и ориентировалась на письменный текст. Выражением формирующейся сетевой культуры стал гипертекст, который, как отмечает М. Кастельс, «комбинирует, артикулирует и выражает смыслы в виде аудиовизуальной мозаики, способной к расширению или сжатию, обобщению или спецификации в зависимости от аудитории». При этом информация начинает стремиться к явной избыточности, подвергаясь бесчисленным интерпретациям, дублированию, копированию, сжатию, разрастанию, комментированию и опираясь на множественность, нелинейность, циклизм, интертекстуальность, диалогичность, цитатность, стремление к существованию в виде совокупного текста. Ведущим методом функционирования информации здесь становится метод перманентных отсылок, межтекстовых цитат, предполагающих владение ранее переданными сообщениями.






















Задание 2
СТРАТЕГИЯ развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Стратегия основывается на законодательных актах Республики Беларусь, международных принципах, установленных Уставом ООН, решениями Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005). В настоящей Стратегии определяются цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и ожидаемые результаты от её реализации.
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо: совершенствовать государственную систему управления процессом информатизации и развитием рынка телекоммуникационных услуг; обеспечить более чёткое взаимодействие государства и бизнеса в сфере информатизации; совершенствовать нормативную правовую базу в области защиты авторских прав на цифровой контент и программное обеспечение; ускорить создание инфраструктуры и нормативной правовой базы для предоставления государственными органами электронных услуг, в том числе с использованием средств электронной цифровой подписи; расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в сети Интернет; принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом.
 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Основные приоритеты Стратегии соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Поставленная цель достигается путём решения следующих задач: формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе; развитие ИКИ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства; развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг; совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала; развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества. Условиями развития информационного общества являются: определяющая роль государства в координации процесса информатизации, организации научных исследований, создании и развитии человеческого капитала; постоянное совершенствование бизнес-климата и развитие конкуренции в сфере ИКТ; становление национальной информационной индустрии, обеспечивающей производство ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Основным фактором, влияющим на развитие информационного общества, является тесное взаимодействие государственных органов и всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных, международных и региональных организаций).
Для создания качественного человеческого капитала необходимо принять следующие первоочередные меры.
В системе общего среднего образования. Обеспечить, с одной стороны, подготовку выпускников школ как пользователей в сфере ИКТ, с другой – изучение информатики как науки.
 В системе профессионально-технического и среднего специального образования. Расширить номенклатуру специальностей в целях обеспечения подготовки кадров для сферы ИКТ.
 В системе высшего образования: постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ; увеличить набор на специальности, по которым обеспечивается подготовка кадров для приоритетных и высокотехнологичных реальных отраслей экономики; для всех специальностей обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.
До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Республики Беларусь.
Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются: развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере; разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем; создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации; увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области; формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства.
Первоочередные задачи для республики: создание государственной системы управления открытыми ключами; широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи; разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем; создание системы идентификации для физических и юридических лиц.
В целях стимулирования развития национальной информационной индустрии Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 154, 1/6811) создан Парк высоких технологий (далее – ПВТ), для резидентов которого предусмотрен особый экономический режим.
Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения научных исследований – одна из приоритетных задач развития информационного общества. Для е ё решения необходимо дальнейшее развитие единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь, базовый элемент которой – сеть НАН Беларуси, обеспечивающая автономный доступ к мировым компьютерным сетям через общеевропейскую научную сеть GEANT.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Электронное правительство во всех развитых странах государственное управление является приоритетной областью применения ИКТ.
Создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, позволяющей максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями.
Создание системы электронных государственных закупок, позволяющей оптимизировать затраты бюджетных средств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд.
Создание системы повышения квалификации государственных служащих в области ИКТ. Электронное здравоохранение .
Широкомасштабное внедрение ИКТ на всех уровнях образования.
Электронная занятость и социальная защита населения.
Создание в республике электронной экономики.
В банковской сфере необходимо совершенствовать единое расчётное информационное пространство.
Система массовых коммуникаций и электронный контент.
ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
Структура ЕСПРИО включает следующие группы показателей. Факторы развития информационного общества: состояние ИКИ; развитие человеческого капитала; состояние экономической среды; развитие национальной индустрии ИКТ; безопасность использования ИКТ.
Использование ИКТ: в государственном управлении; в экономике; в сфере образования; в здравоохранении и социальной сфере; населением; в иных областях. ЕСПРИО должна содержать ключевые показатели, определяющие качественный уровень состояния государственных информационных ресурсов и эффективность приложений электронного правительства: востребованность предоставляемой информации и сервисов; уровень доступности информации; уровень готовности государственных информационных систем и информационных ресурсов к предоставлению электронных услуг (состояние ИКИ, доступ к ИКТ государственных органов, доступ к ИКТ граждан и организаций, подготовка и мотивация пользователей в сфере ИКТ, нормативная правовая база).
В структуре ЕСПРИО необходимо также предусмотреть формирование показателей не только в целом по республике, но и на уровне отраслей, облисполкомов и Минского горисполкома.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ
При реализации настоящей Стратегии должно обеспечиваться партнёрство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений.
Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные инновационные фонды, и иные источники.
Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации настоящей Стратегии осуществляется межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь (МВКИ), созданной Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 «О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 890).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ
 Реализация настоящей Стратегии позволит к 2015 году достичь следующих основных результатов: количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа на 100 жителей составит 38 (в настоящее время 18,3); количество абонентов и пользователей мобильного широкополосного доступа на 100 жителей составит 53; относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится на 20 процентов; в комплексе будут завершены работы по созданию базовых компонентов ИКИ информационного общества, в том числе необходимых для обеспечения функционирования государственной системы оказания электронных услуг; доля интегрированных через ОАИС государственных информационных ресурсов в общем объёме государственных информационных ресурсов, используемых для оказания электронных услуг, составит не менее 20 процентов; будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов на основе интеграции через ОАИС государственных информационных ресурсов; будут сформированы количественные показатели и обеспечено их достижение в части оказания интерактивных и транзакционных электронных услуг различными государственными органами и организациями и не менее чем на 50 процентов сокращено время ожидания результата оказания услуги; число государственных органов и организаций, сокративших совокупные издержки на эксплуатацию государственных информационных систем за счет пользования услугами специализированных организаций, составит не менее 10 процентов от числа организаций, эксплуатирующих государственные информационные системы; завершится создание единой защищённой системы электронного документооборота государственных органов; число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, достигнет 100 процентов; относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50 процентов; относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, достигнет 100 процентов; доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, достигнет 30 процентов; доля исследований и разработок в сфере ИКТ в общем объёме научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счёт всех источников финансирования, составит не менее 20 процентов.






Задание 3
На основании изученного материала  - СТРАТЕГИЯ развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 Система образования в настоящее время включает более 9 тыс. учреждений образования различного уровня, в которых получают образование свыше 2 млн. обучающихся. Образовательный процесс обеспечивают более 460 тыс. работников, из них около 250 тыс. педагогических работников. В настоящее время ИКТ используются в учреждениях образования всех типов и видов на всех уровнях основного, специального и дополнительного образования. Практически все базовые и средние школы, лицеи, гимназии, высшие, средние специальные и профессионально-технические 6 учреждения образования имеют компьютерные классы или отдельные компьютеры для обеспечения учебного процесса. По республике на один компьютер приходится 17 учащихся учреждений общего среднего образования (в городской местности – 20, в сельской местности – 11). Вместе с тем, в 10% учреждений образования на один компьютер приходится более 30 учащихся. Обеспеченность компьютерной техникой учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования составляет 100%. Компьютерной техникой оснащаются и учреждения дошкольного образования. В настоящее время в учреждениях дошкольного образования установлено 5625 персональных компьютеров, 79 учреждений дошкольного образования оснащены компьютерными классами. В первую очередь стоят задачи обновления компьютерной техники в учреждениях образования, обеспечения дополнительной техникой крупных учреждений образования. Модернизирована система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информационно- коммуникационных технологий. Организована сертификация специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий. На текущий момент примерно 77% педагогических работников (без учёта учителей информатики) учреждений общего среднего образования, используют или готовы использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем, количество слушателей, проходящих повышение квалификации в области ИКТ, ежегодно составляет менее 10% от всего числа педагогических работников, что не соответствует настоящим потребностям развития системы образования. В настоящее время около 80% учреждений общего среднего образования имеют программное обеспечение для поддержки преподавания учебных предметов с использованием компьютерных технологий. Примерно 65% учреждений обеспечены программными средствами для автоматизации управленческой деятельности, 50% – для поддержки социально-психологических служб, 40% – для автоматизации деятельности библиотек. В среднем по республике загруженность компьютерной техники в учреждениях общего среднего образования, составляет 41 час в неделю. Примерно по 30% загрузки кабинета информатики учреждения общего среднего образования приходится на преподавание учебного предмета «Информатика» и других предметов с использованием ИКТ, 7 13% на преподавание факультативных занятий, проведение кружков с использованием ИКТ. Около 24% времени используется педагогическими работниками для подготовки к учебным занятиям. Доступ к сети Интернет имеет примерно 95% учреждений общего среднего образования, в том числе в 80% учреждений доступ обеспечен по широкополосному каналу. Все учреждения высшего и среднего специального образования подключены к сети интернет и в той или иной мере пользуются такими услугами, как электронная почта, веб- услуги и другие. Существующая нормативная база в целом позволяет реализовывать мероприятия по информатизации системы образования. Вместе с тем, ряд нормативных документов уже устарел в силу высокой динамики развития средств информационных технологий. Отдельные документы были приняты как временные и требуют доработок и уточнения с тем, чтобы в полной мере соответствовать действующему законодательству Республики Беларусь. В большинстве учреждений образования функционируют автоматизированные системы административного назначения, обеспечивающие сбор и обработку информации об обучающихся, педагогических работниках, родителях, материально-технической базе, организации учебного процесса. Функционирует ряд общереспубликанских систем, обеспечивающих автоматизированный сбор и обработку статистической информации в сфере образования, подготовку прогнозных показателей приёма и формирование заказа на подготовку квалифицированных кадров, предоставление разнообразных данных о документах об образовании, выданных учреждениями образования, об участниках централизованного тестирования, о детях- сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, о детях с особенностями психофизического развития, об одарённой молодёжи, о детях, прошедших оздоровление за рубежом. Для обеспечения электронного документооборота в аппарате Министерства образования Республики Беларусь внедрены система электронной почты государственных органов Mail.gov и система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота ДЕЛО. Вместе с тем система не масштабирована по республике в целом. Ряд услуг оказывается в электронном виде.
Анализ процессов информатизации системы образования позволяет выделить следующие основные тенденции развития средств информатизации, применяемых в образовании.
1. Наблюдается приближение компьютера к пользователю: вначале – дисплейный класс для интерактивной работы, затем – персональный компьютер в классе, а далее – и дома, наконец, мобильность – носимое устройство (ноутбук, планшет, смартфон).
2. Рост функциональности – от обработки числовой информации, к обработке текстов и машинной графике, и далее – к мультимедийным возможностям (фото, звук, видео).
3. Конвергенция технических средств. Сегодня ноутбуки по функционалу и производительности практически не уступают стационарным компьютерам. Планшеты и смартфоны оснащаются все более мощными процессорами и имеют все больший объем памяти, что также приближает их к ноутбукам и стационарным компьютерам.
Современное общество, став за последнее десятилетие информационным, теперь стремительно становится мобильным. Это означает, что доступ к информации и услугам обеспечивается пользователям постоянно, независимо от времени и места нахождения. Для обеспечения такой мобильности появились новые классы компьютерных устройств (смартфоны, планшеты и т.п.), а также новые технологии работы с информационными ресурсами и услугами («облачные» технологии). Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся!». Такой обучающийся: школьник, гимназист, лицеист, студент – должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это касается и других участников образовательного процесса: родителей, педагогических работников, руководителей системы образования разных уровней. Мобильность каждого участника образовательного процесса будет лежать в основе мобильного образования в новом информационном обществе. Необходимыми начальными условиями для существенных изменений при организации мобильного образования должно стать создание необходимой нормативной правовой базы и методического обеспечения. При создании и дальнейшем развитии информационного пространства мобильного образования необходимо обеспечить приоритет образовательным ресурсам и услугам. Технические средства в условиях мобильного образования являются лишь инструментом доступа к образовательным ресурсам и услугам.
Реализация положений Концепции будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по её реализации и позволит обеспечить следующее.
1. Будут созданы для населения равные возможности получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения и обеспечено на этой основе формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.
2. К 2020 году не менее 70% населения Республики Беларусь будут иметь возможность воспользоваться электронными образовательными услугами (в 2012 году – около 10%).
3. Все учреждения образования и органы управления образованием всех уровней будут обеспечены скоростным широкополосным доступом в сеть Интернет.
4. С использованием «облачных» технологий будет создана единая информационная образовательная среда Республики Беларусь, будет реализован принцип мобильности обучения, получит широкое развитие система дистанционного обучения.
5. Значительно уменьшится количество издаваемой печатной продукции учебного назначения.
6. Документооборот в системе образования снизится в 3 и более раз.
Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо: совершенствовать государственную систему управления процессом информатизации и развитием рынка телекоммуникационных услуг; обеспечить более четкое взаимодействие государства и бизнеса в сфере информатизации; совершенствовать нормативную правовую базу в области защиты авторских прав на цифровой контент и программное обеспечение; ускорить создание инфраструктуры и нормативной правовой базы для предоставления государственными органами электронных услуг, в том числе с использованием средств электронной цифровой подписи; расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в сети Интернет; принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом.
Необходимо продолжить развитие сетей связи и универсальных телекоммуникационных услуг, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства, по следующим основным направлениям: совершенствование инфраструктуры широкополосного доступа к информационным ресурсам на всей территории республики; создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам; совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов.
На протяжении ближайших лет совместными усилиями государства и частных предприятий сферы информационных технологий должна быть создана система моральных и материальных стимулов для педагогов, участвующих в подготовке кадров для отрасли ИКТ, сокращена разница в оплате труда педагогов и работников отрасли.
В осуществлении процессов информатизации системы образования в настоящее время существует ряд проблем, решение которых требует изменения существующих подходов.
1. Отсутствие системности и комплексности в решении задач информатизации образования, отдельные направления которых решаются в рамках государственных и отраслевых программ, имеющих  свои цели и задачи, условия реализации, заказчиков и исполнителей, деятельность которых никак не координируются.
2. Система управления процессами информатизации в сфере образования достаточно условна и размыта, отсутствует четкое разделение функций, не выстроена система подчиненности и подотчетности.
3. Для функционирования постоянно развивающихся ИКТ инфраструктуры учреждений образования требуются квалифицированные ИТ-специалисты, дефицит которых резко ощущается во всех отраслях.
4. Постоянно возрастающий документооборот в системе образования остается бумажным.
 5. Разрабатываемые образовательные ресурсы в полной мере доступны только в компьютерном классе, их представление в сети интернет недостаточно.

















Задание 5
СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО

Применение ИКТ (TL)
Освоение знаний (KD)
C Производство знаний (KC)
D - Неизвестное развитие
1 Понимание роли ИКТ в образовании
Policy & Vision =политика и видение будущего
1A Знакомство с образовательной политикой
Учителя знакомы собразовательной политикой и умеют рассказать на профессиональном языке, почему их педагогические практики соответствуют этой политике и как её реализуют
1B Понимание образовательной политики
Учителя должны обладать глубоким знанием национальной политики и ее приоритетов, чтобы разрабатывать, модифицировать и реализовывать педагогические практики, которые соответствуют этой политике и ее приоритетам.
1C Инициация инноваций
Учителя понимают замысел, лежащий в основе образовательной политики, способны внести вклад в обсуждении стратегии развития образования, а также в разработку и реализацию программ развития школы, направленных на достижение целей этой политики.
1D
2 Учебная программа и оценивание
2A Базовые знания
Учителя отлично знают образовательные стандарты и требования к оцениванию образовательных результатов по своему предмету, способны инкорпорировать средства ИКТ в свою учебную программу.
2B Применение знаний
Учителя обладают глубоким знанием своего предмета и способностью гибко применять эти знания в разнообразных ситуациях, уметь формулировать комплексные проблемы, решение которых позволяет оценивать понимание предмета учащимися.
2C Умения жителя общества знаний -умения 21 века
Учителя знают о комплексном характере процесса развития человека (включая когнитивное, эмоциональное и физическое развитие), в каких условиях школьники лучше учатся. Умеют предвидеть и эффективно реагировать на трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, обладают соответствующими навыками, чтобы поддерживать этот процесс развития школьников.
2D
3 Педагогические практики
3A Использование ИКТ
Учителя знают где, с кем и когда использовать (не использовать) ИКТ в учебной работе и для изложения материала.
3B Решение комплексных задач
Учителя знакомы с личностно-ориентированным обучением, умело подают новую информацию и формируют проблемные задания; способны направлять работу учащихся по глубокому освоению материала; способны помочь учащимся разрабатывать планы, осуществлять и контролировать выполнение и получаемые результаты учебных проектов; умеют использовать формирующее оценивание, как основной инструмент для направления работы школьников.
3C Способность к самообразованию Self-Management
Учителя способны в явном виде демонстрировать (моделировать, показывать на своем примере) процессы учения (освоения знаний), а также создавать ситуации, в которых учащиеся используют свои развивающиеся способности учиться и производить знания.
3D
4 Технические и программные средства
4A 4. Базовые инструменты Педагоги должны знать базовые приемы работы с техническими и программными средствами; ПС, повышающие производительность труда; веб-браузер; коммуникационные ПС; средства презентационной графики; приложения для решения задач управления.
4B KD.4. Сложные инструменты
Педагоги должны знать о различных инструментальных ПС и приложениях для своей предметной области, уметь гибко использовать эти ресурсы в различных ситуациях, которые возникают в ходе решения задач и выполнения учебных проектов. Педагоги должны уметь использовать сетевые ресурсы, чтобы помогать школьникам вести совместную работу, получать информацию и общаться с внешними экспертами для анализа и решения выбранных проблем. Учителя также должны уметь использовать ИКТ для подготовки планов проектной работы и наблюдения за их выполнением в ходе проведения индивидуальных или групповых учебных проектов.
4C KC.4. Распространяющиеся технологии Pervasive tools
Педагоги должны уметь организовывать учебные сообщества в ИКТ- насыщенной среде, использовать ИКТ для развития умений учащихся производить знания и рефлексивно учиться постоянно.
4D
5 Управление образовательным процессом
5A TL.5. Традиционные формы учебной работы Педагоги должны уметь использовать средства ИКТ для работы со всем классом, в малых группах, а также для индивидуальной работы. Они должны предоставлять всем учащимся равный доступ к средствам ИКТ. среде.
5B KD.5. Группы сотрудничества
Педагоги должны уметь создавать гибкую учебную среду для работы в классе, включать в учебный процесс занятия, ориентируемые на интересы учащихся, и гибко использовать ИКТ для организации их совместной работы.
5C KC.5. Обучающаяся организация
Учителя должны играть роль лидеров, проводя обучение и методическую поддержку своих коллег при разработке и воплощении в жизнь видения (стратегии развития) своей школы как инновационного обучающегося сообщества в ИКТ- насыщенной образовательной
5D
6 Профессиональное развитие
6A TL.6. Компьютерная грамотность Учителя должны владеть навыками работы с ИКТ и знать веб-ресурсы, чтобы получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для их профессионального развития.
6B KD.6. Помощь и наставничество Учителя должны уметь разрабатывать комплексные проекты и руководить их выполнением, сотрудничать с другими учителями и использовать компьютерные сети для получения информации, связи с коллегами и внешними экспертами, а также для своего профессионального развития.
6C KC.6. Учитель как мастер учения - Teacher as model learner (Учитель как пример учащегося)
Педагоги должны быть способны, мотивированы и иметь желание экспериментировать, непрерывно учиться и использовать ИКТ для построения профессиональных учебных сообществ, нацеленных на получение новых знаний.
6D
Применение ИКТ
Освоение знаний
C Производство знаний
D - Неизвестное развитие



Комментариев нет:

Отправить комментарий