Здесь
можно будет найти фрагменты литературных произведений для использования на
уроках математики.
А. Аверченко "Учитель
Бельмесов".
"-
...Кулебякин, Илья! Ну...ты нам скажешь, что такое дробь.
- Дробью
называется часть какого-нибудь числа.
- Да? Ты
так думаешь? Ну а если я набью ружье дробью, это будет часть какого числа?
- То
дробь не такая, - улыбнулся бледными губами Кулебякин. - То другая.
- Откуда
ты знаешь, о какой дроби я тебя спросил? Может быть, я тебя спросил о ружейной
дроби. Вот если бы ты был, Кулебякин, умнее, ты бы спросил: о какой дроби я
хочу знать - о простой или арифметической... И на мой утвердительный ответ, что
о последней - ты должен был ответить: "арифметической дробью называется -
и так далее"... Ну теперь скажи ты нам, какие бывают дроби.
- Простые
бывают дроби, - вздохнул обескураженный Кулебякин, - а также десятичные.
- А еще?
Какая еще бывает дробь, а? Ну скажи-ка.
- Больше
нет, - развел руками Кулебякин, будто искренно сожалея, что не может
удовлетворить еще какой-нибудь дробью ненасытного экзаменатора.
- Да?
Больше нет? А вот если человек танцует и ногами дробь выделывает - это как же?
По-твоему, не дробь? Видишь ли что, мой милый... Ты, может быть, и знаешь
арифметику, но русского языка - нашего великого, разнообразного и могучего
русского языка - ты не знаешь. И это нам всем печально. Ступай, брат Кулебякин,
и на свободе кое о чем подумай, брат Кулебякин..."
А.Аверченко
"Экзаменационная задача"
"Два
крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причем один из них делал
в час четыре версты, а другой - пять. Спрашивается, на сколько один крестьянин
придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть
часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в верстах, - сколько
получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина,
которое дало первому прибыли сто двадцать рублей, второму восемьдесят, а всего
бочка вина приносит прибыли сорок рублей".
Решение.
(120 +
80) : 40 = 5 (бочек).
Следовательно,
расстояние от пункта А до пункта Б равно 5 верстам.
Первый
крестьянин пройдет это расстояние за 5 : 4 - 1,25 (часа), а второй - за 4 : 4 =
1 (час), т.е. затратит на этот путь на 0,25 часа меньше, чем первый. Поскольку
второй крестьянин вышел на четверть часа позже второго, то они придут в пункт Б
одновременно.
"1001
ночь"
Мудрец
задает юной деве следующую задачу.
"Одна
женщина отправилась в сад собирать яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было
пройти через 4 двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первых
дверей женщина отдала половину собранных ею яблок. Дойдя до второго стражника,
женщина отдала ему половину оставшихся яблок. Так же она поступила и с третьим
стражником, а когда она поделилась яблоками со стражником у четвертых дверей,
то у нее осталось лишь 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду?"
Тема
"Системы уравнений"
"1001
ночь"
"Стая
голубей подлетела к высокому дереву. Часть голубей села на ветвях, а другие
расположились под деревом. Сидевшие на ветвях голуби говорят расположившимся
внизу: "Если бы один из вас взлетел к нам, то вас стало бы втрое меньше,
чем нас всех вместе, а если бы один из нас слетел к вам, то нас с вами стало бы
поровну". Сколько голубей сидело на ветвях и сколько под деревом?"
А.П.Чехов
"Репетитор"
"Купец
купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин
купил он того и другого, если синее сукно стоило 5 руб. за аршин, а черное - 3
руб.?"
Чехов
описывает, как трудятся над задачей семиклассник-репетитор и его ученик Петя.
"Петя
повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
- Для
чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток
получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Зиберов
(репетитор) делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
"Странно...
- думает он, ероша волосы и краснея. - Как же она решается? Гм!.. Это задача на
неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая..."
Учитель
глядит в ответы и видит 75 и 63.
"Гм!..
странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не
то".
- Решайте
же! - говорит он Пете.
- Ну чего
думаешь? Задача-то ведь пустяковая! - говорит Удодов Пете. - Экий ты дурак,
братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор
Алексеич (репетитор) берет в руку грифель и начинает решать. Он заикается,
краснеет, бледнеет.
- Эта
задача, собственно говоря, алгебраическая, - говорит он. - Ее с иксом и игреком
решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я вот разделил... понимаете? Теперь
вот надо вычесть... понимаете? Или вот что... Решите мне эту задачу сами к
завтраму... Подумайте...
Петя
ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство
учителя. Ученик 7-го класса еще больше конфузится, встает и начинает ходить из
угла в угол.
- И без
алгебры решить можно, - говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. -
Вот, извольте видеть...
Он
щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
-
Вот-с... по-нашему, по-неученому".
Тема
"Свойства 0 и 1 при умножении"
Д.И.Фонвизин
"Недоросль"
"Цифиркин.
...Нашли мы трое.
Митрофан
(пишет). Трое.
Цифиркин.
На дороге ... триста рублей.
Митрофан
(пишет). Триста.
Цифиркин.
Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан
(вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль -
нуль.
Г-жа
Простакова. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми...
Митрофан.
Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цифиркин.
Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.
Митрофан.
Десять.
Цифиркин.
Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех
бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан
(пишет). Ну, ну, десять.
Цифиркин.
Сколько ж бы на год?
Митрофан
(вычисляя, шепчет). Нуль да нуль - нуль. Один за один... (Задумался).
Госпожа
Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за
что..."
Тема
"Числовые последовательности"
Я. Гашек
"Похождения бравого солдата Швейка..."
"...он
начал объяснять более простой способ запоминания номера паровоза четыре тысячи
двести шестьдесят восемь.
- Восемь
без двух - шесть. Теперь вы уже знаете шестьдесят восемь, а шесть минус два -
четыре,теперь вы уже знаете 4 и 68, и если вставить эту двойку, то все это
составит 4-2-6-8. Не очень трудно сделать это иначе при помощи умножения и
деления. Результат будет тот же самый. Запомните, - сказал начальник станции, -
что два раза сорок два равняется восьмидесяти четырем. В году двенадцать
месяцев. Вычтите теперь двенадцать из восьмидесяти четырех, и останется
семьдесят два, вычтите из этого числа еще двенадцать месяцев, останется
шестьдесят. Итак, у вас определенная шестерка, а ноль зачеркнем. Теперь уже у
нас сорок два, шестьдесят восемь, четыре. Зачеркнем ноль, зачеркнем и четверку
сзади, и мы преспокойно опять получили четыре тысячи двести шестьдесят восемь,
то есть номер паровоза, который следует отправить в депо в Лысую-на-Лабе. И с
помощью деления, как я уже говорил, это также очень легко. Вычисляем
коэффициент, согласно таможенному тарифу... Вам дурно, господин
фельдфебель?"
Тема
"Квадратный трехчлен"
А. Бестер
"Пи-человек"
"х^2
+ x + 41 = простое число. В любом случае уравнение нарушается
при x = 40".
Действительно,
при подстановке вместо х натуральных чисел от 0 до 39 в
результате получается простое число, что дает право предположить, что формула
верна при любом натуральном x. Однако, подставив вместо x число
40, видим, что получается составное число:
40* 40 +
40 + 41 = (40 + 1)* 40 + 41 = 41 * (40 + 1) = 41* 41
Тема
"Прямая и обратная теоремы"
Л.
Кэрролл "Алиса в Стране чудес"
"...У-у!
Змея подколодная!
- Никакая
я не змея! - сказала Алиса. - Я просто... просто... я маленькая девочка.
- Ну уж,
конечно, - ответила Горлица с величайшим презрением. - Видала я на своем веку
много маленьких девочек, но с такой шеей - ни одной!.. Самая настоящая змея -
вот ты кто! Ты мне еще скажешь, что ни разу не пробовала яиц.
- Нет,
почему же, пробовала, - отвечала Алиса. (Она всегда говорила правду). -
Девочки, знаете, тоже едят яйца.
- Не
может быть, - сказала Горлица. - Но если это так, тогда они тоже змеи!"
Продолжение
следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий