Как устроена память
память и её виды:
- сознательная
и бессознательная;
- семантическая
(все наши познания об окружающем мире) и эпизодическая (включает факты,
пережитые лично).
Методики улучшения памяти
Техники мысленного изображения
Суть всех этих методик в том, чтобы улучшить кодирование информации — мозг
должен лучше обрабатывать то, что надо запомнить.
Методика мест
Ее придумал грек Симонид с Кеоса в V веке до н.э. Античные ораторы широко ею пользовались, чтобы вспомнить фразы из речи в правильной последовательности. Слова, которые необходимо запомнить, надо ассоциировать с хорошо знакомым местом. Представляем, например, свою квартиру, и точно определяем пункты в ней, по которым мы будем перемещаться. Потом связываем каждый пункт (комнаты, кухня) со списком слов в правильном порядке.
Это абсурдное использование ассоциации между местом и нужным словом позволяет провести семантическую или эмоциональную обработку информации и таким образом лучше разместить ее в памяти. Многочисленные авторы исследований подтвердили, что методика места улучшает запоминание слов и у пожилых, и у молодых людей.
Интерактивное изображение
Надо придумывать воображаемые картины, объединяющие две и больше информационных единицы, которые предстоит запомнить. Чем абсурднее картинки, тем они ярче, а значит, их легче вспомнить. Исследователи из стокгольмского Каролинского университета обучали таким образом группу пожилых людей. Их просили вообразить картинки, содержащие слова, которые предстояло запомнить. Например, чтобы запомнить слова «трубка» и «рыба», можно представить себе рыбу, курящую трубку. После курса обучения все участники лучше запоминали список конкретных и абстрактных слов, в том числе серии цифр. Последнее очень важно, учитывая, какое количество кодов (от входной двери, банковских, номера телефонов) каждому из них приходится помнить.
Стратегии организации запоминания
Ассоциация имена — лица
Семантическая организация
Как уже сказано, слова группируют по их принадлежности к одинаковым
семантическим категориям. Например, пожилым людям предлагают список слов,
состоящий из названий рыб, одежды, овощей, фруктов. Сначала они должны
вспомнить всех рыб, потом предметы одежды, названия овощей... Впрочем, этот
прием многие используют и в повседневной жизни, чтобы запомнить, что надо
купить.
Иерархическая организация
Предметы организуются по принципу: от самых общих до специфических. Если
опять взять пример с покупками, то, используя эту технику, сначала надо
сгруппировать средства для ухода за домом, куда будут входить: мыло, стиральный
порошок, губки...
Придумывание историй
Эта методика используется часто и спонтанно. Придумывается история со
словами, которые надо запомнить. Происходящие в ней события — это указатели на
закодированные слова. Метод довольно эффективен, поскольку рассказ, безусловно,
запоминается лучше, чем набор слов. Более того, когда придумывается рассказ, то
кодирование слов в памяти получается более глубоким и продуманным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий